atyashevo_rm (atyashevo_rm) wrote,
atyashevo_rm
atyashevo_rm

Categories:

Как Аттила связан с Атяшево?

Очень люблю поездки на машине или на поезде по России особенно из-за занимательного дорожного чтива. Через небольшой километраж на обочине появляются всем знакомые каждому путешественнику синие таблички. Получаю массу удовольствия, читая  указатели с названиями населенных пунктов. Есть среди них вполне благозвучные, а есть мягко говоря, непристойные. Смешные названия населенных пунктов. Даже в Мордовии масса названий деревень, которые при прочтении вызывают улыбку и заставляют задуматься о том, что же они все-таки значат -  Чебудасы, Пурдошки, Дракино, Уришка и прочие, прочие.  Что наши предки хотели выразить, то ли обругать кого, то ли похвалить) 
А вот например, Атяшево - что это за название такое?  Наш земляк, Виктор Бирюков опубликовал интересную статью, где, по-новому объясняет этимологию самого слова. Что же все-таки оно значит? Отец, вождь, предок а может что-то другое? Давайте разбираться вместе!  
 
Заложили поселок близ села Атяшево в 1894 г. в связи со строительством Московско-Казанской железной дороги – в 80 км. северо-восточнее Саранска. Но почему же то село именно так называлось?

Вопросы без ответов

В эрзянском языке (одном из 2-х языков мордвы) Атяшево имеет 2 смысла, один страннее другого. 1-й: «старый, древний, коренной, основной предок». 2-й: «верховодец, наиболее главный». Достаточно бросить взгляд на Атяшево с пригорка, и россыпь из двухсот белых домиков в низменности заставит усомниться в верности второго перевода. Разве может быть «самым главным» поселочек, где едва 6000 жителей наберется? Да и о каком «коренном предке» идет речь в первом варианте? При чем здесь Атяшево? Вроде бы хватает в Мордовии куда более старых населенных пунктов, которые существовали еще до русской колонизации.. Но это далеко не все вопросы.

Вот, например, соседний с Атяшево райцентр Ардатов, первое письменное упоминание о котором относится к 1671 г. Что за слово такое «Ардатов», похожее на русскую фамилию? Может, оно происходит из мордовских языков, эрзянского или мокшанского (финно-угорская языковая семья)?

Или взять прекрасно известный Алатырь, который первые советские руководители Чувашии умолили передать из Мордовии в состав их республики, не имевшей в ту пору других центров промышленности. Город назван по реке Алатырь, и советские историки приучили народ к мысли, будто слово проистекает из несуществующего эрзянского «латор», якобы уменьшению от «латордомс» – «шуметь», «греметь». Но тут ведь явная «накрутка»: равнинная речка Алатырь буйным нравом даже в половодье не отличается – течет себе тихонько, никого не обижая.

Вот, кстати, и краеведы Марискины (отец Иван и сын Олег) в книге «Летопись Атяшевской земли» (Саранск, 1998) рассказывают, что «Алатырь» – это «деформированный перевод с эрзянского языка на русский». Кто же его деформировал? Едва ли Иоанн Грозный, который в 1552 г. основал Алатырь на месте домонгольского еще поселения Латор Ош ( «ош» по-эрзянски «город»)..

Напомним, что волшебную гору Алатырь русские заговоры да легенды помещают куда-то в Балтийское море – на остров Буян. Фантастический Алатырь-камень ассоциируют то с алтарем, то с янтарем, но никакого этимологического родства здесь быть не может, как и географического. Одно лишь созвучие: латинское altaria (алтарь) произошло от altus – «высокий»; окаменевшая же смола берет свое русское название в литовском gintaras и латышском dzintars.

А село Стемасы близ чувашского Алатыря? Его этимологию днем с огнем не обнаружить: из какого языка взялось, что обозначает, не знают ни учителя истории из местной школы, ни ученые из НИИ гуманитарных наук при правительстве Мордовии. Кто-то говорит, что вторая половина слова, «месо», по-венгерски (тоже финно-угорская языковая семья) обозначает «поле», «местность». А что значит первая половина – «сте»? Нет ответа. Еще «тоньше» происхождение названия села от протекающей по нему речке Стемас – притоку Суры. Речку-то саму почему так назвали? Молчание.

Из нездешней предоставили

Бесспорно, все эти имена куда более древнего происхождения, нежели сами мордва или чуваши. Дописьменная судьба Мордовии, Чувашии и сопредельных поволжских краев уводит в довольно далекие предоставили. В 221 г. до н.э. неистовый Цинь Ши хуанди покончил с эпохой Воюющих царств, железной рукой объединив КНР и став первым его императором. Теперь китайская армия была достаточно сильна, чтобы покарать полудиких хунну, которые разоряли китайцев набегами с севера – из степной местности, которая в ту пору, как и сегодня, именовалась Ордосом.

Под предводительством полководца Мын Тяня китайцы сокрушили кочевников хунну, и те бежали из Ордоса на северный берег Хуанхэ – лишь река спасла их от истребления. А Цинь Ши хуанди решил навсегда обезопасить северные рубежи своей империи и повелел обнести ее стеной от Желтого моря до Тибета. В течение десяти лет круглые сутки в 2 смены трудились 2 млн. человек: ничего подобного ни до, ни после не знало человечество. Великая китайская стена устремилась одновременно на запад и восток, разрезав Ордос надвое.

Тем не менее хунну не собирались отказываться от своей родины. Рухнула империя Цинь, на обломках которой образовалась империя Хань, и ее основатель Лю Бан уже в 198 г. до н.э. признал себя данником степняков. Вот почему спустя полвека ханьский император У-ди вновь решил покончить с хунну. В 127 г. до н.э. его закаленные воины вновь выбили хунну с родных пастбищ – на сей раз навсегда.

Отойдя на северо-запад, кочевники оседлали единственную торговую артерию, соединявшую КНР с Западом, – Великий шелковый путь. Отныне почти 300 лет кряду под ударами китайских войск хунну обречены были отступать. В I в. н.э. они обрели, казалось, новую родину – близ Аральского моря (в настоящее время юг Казахстана), за 4000 км. от Ордоса.

Увы, даже здесь хунну мешали китайцам, и ряд сокрушительных поражений вынудил основную массу кочевников свернуть свои шатры: китайцы вторично лишили хунну родины (часть хунну признала власть китайского императора и обязалась охранять КНР подобно тому, как «варварские» племена стерегли границы Римской империи). Основная масса народа, «заглянув» в Сибирь, двинулась через пустыню к Каспийскому морю.

Наконец они разбили стойбища в Поволжье: по душе пришелся степнякам климат, бывший тогда заметно мягче нынешнего. Историк Лев Гумилев уверен, что пришельцы были приветливо встречены местными финно-уграми, во всяком случае, не осталось никаких свидетельств их взаимной вражды: «Двести лет прожили они в соседстве, и когда наступила пора дальних походов, на Европу двинулись не хунны и угры, а потомки и тех, и других, – гунны, превратившиеся в особый этнос».

В ходе дальнейшей миграции части гуннов в западном направлении и «попутного» покорения ими аланов сформировалась гигантская Гунния. В 375 г. она уже простиралась от Поволжья до Причерноморья. Там, на берегах Понта Эвксинского, гунны наголову разбили бессчетных готов и вторглись в дунайские провинции Римской империи.

Даже после краха гуннов в Европе в V в. «материнская» часть их державы продолжала существовать и в VI в., и в VII в. в качестве Поволжской Гуннии. За 400 лет гуннское присутствие не могло не отразиться в топонимике. Правда, ее исследование – дело непростое, так как письменности не имели ни хунну, ни гунны. Уцелевшие во времени слова гуннского языка – это в основном титулы и имена, исковерканные китайскими, индийскими, персидскими, греческими, римскими авторами.

Точно так же, как сами хунну были прототюрками-протомонголами, их язык является прототюркским-протомонгольским. Естественно, из современных языков он ближе всего чувашскому – самому архаичному из всей тюркской группы, которую делят на 2 ветви: западно-хуннскую и восточно-хуннскую. Неслучайно большой знаток тюркских этносов Гумилев намекал, что в чувашах наряду с угорскими генами течет кровь хунну, то бишь чуваши – гуннские потомки, тюркский элемент в которых позже усилили протоболгары (булгары).

Мясо для Западной Европы

Плоскогорье Ордос прилегает с юга к современной Монголии, переходя далее в те самые предгорья Алтая, откуда век за веком, орда за ордой, уходили в Европу кочевники под различными именами: хунну, хазары, кипчаки, огузы, печенеги, половцы, татары. В IX в. в китайских хрониках начинает мелькать «мэнгу-ли» – монголы.. Но хунну все-таки были первыми, и слово «орда», породившее название «Ордос», разлетелось по всему свету из их языка.

Легко позволить, что того же самого корня и Ардатов, который при гуннах, скорее всего, назывался Ордас, а уж после принял название Ордат. Подобная диссимиляция (расподобление) вполне характерна для русских заимствований, к примеру, в латинском mars «s» сменилась на «т», и появилось слово «март».

Выбор гуннами места на побережье реки Алатырь оценили по достоинству воеводы «тишайшего» государя Алексея Михайловича Романова, когда заново заложили здесь город Ордатов; первая гласная сменится на «А» уже в XX в. Кстати, имелась в Мордовии и Ардатова на реке Вачорлее, которую мордвины покинули из страха перед расправой за участие в движении Степана Разина; поселившиеся здесь потом русские назвали деревню более привычным для их ушей Вечерлеем. Никакого отношения эрзянский «Вачорлей» к русскому «вечеру», разумеется, не имеет – таковы причуды народной этимологии.

Гуннские вожди частенько наведывались в Поволжье, особенно летом; неоднократно бывал здесь и Аттила (395–453). Впервые он совершил грандиозное путешествие по Гуннии еще в качестве наследного принца, в 413–421 гг. Как отмечает Мишель Луа в своей книге Attila Mon Ami. Mйmoires d’Aetius ( «Аттила, мой друг. Вспоминания Аэция». Париж, 1997), реформы данного молодого гения допустили улучшить «связь между прикаспийскими степями и Дунаем, чтобы облегчить поставки продовольствия с востока на запад страны.. Отныне ветчина и рис постоянно доставлялась из Азии до берегов Рейна».

Непременно, для француженки Луа Поволжье – это уже Азия. На самом-то деле гунны кормили Европу свининой из Волго-Окского междуречья, а рис растили в своих среднеазиатских владениях, в то время куда более влажных, чем в настоящее время. Дело в том, что условия для свиноводства в Поволжье близки к идеально подходящим (подобно тому, как на подошвах Анд вырастают отборные овцы): это еще Аттила понял. Недаром в Нижегородской области тоже имеется свой Ардатов – еще один бывший гуннский Ордос.

«Он организовал стратегические и административные центры вдоль главных дорог, помогал населению развивать сельское хозяйство и промышленность везде, где это было очевидно, – продолжает профессор Луа рассказ о великом гунне (перевод с французского д-ра физико-математических наук и эксперта ЮНЕСКО Григория Томского). – Аттила наладил изготовление высококачественного вооружения с применением восточной и западной технологий».

В итоге Аттила выполнил превосходное войско: «В вооружении гуннов располагается все лучшее, что было у встречавшихся им народов. Они умело используют тяжелые метательные орудия, производят панцирь на своих уральских заводах».

Тонкости языкознания

В последний раз шаньюй Аттила посетил свои поволжские владения после блистательного вторжения в Италию в весеннее время 452 г. Уже к лету гунны захватили на Апеннинах все, что пожелали; оставался Рим. Но Аттила внял просьбам римского папы Льва и пощадил «вечный город». Обложив данью бездарного равеннского императора Валентиниана III (к данному времени именно Равенна была столицей Западной Римской империи), шаньюй увел свою конницу, чтобы присоединить к Гуннии Персию и Индию, против которых были заблаговременно брошены страшные всадники – гунны-эфталиты.

Тем не менее участь Западной Римской империи была предрешена. Сорванные гуннами с насиженных мест племена – Великое переселение народов! – вновь ворвались в Италию и навсегда покончили с властью римских императоров: вот к чему в итоге привела торговля китайскими шелками. Лишь внезапная кончина Аттилы не позволила его замыслам сбыться полностью. Как бы то ни было, колено гуннов-эфталитов уже после его смерти сделало своими данниками и большое Ново-Персидское царство (Сасанидский Иран), и Гуптскую державу (занимавшую 1/3 Индостана).

Так что же обозначает слово «Атяшево»? Деревни с таким названием имеются также и к востоку от Мордовии – в Челябинской области и в Башкирии. По-видимому, в эпоху наивысшей пассионарности – «длинной воли» – гуннов одноименных поселений было гораздо, несравненно больше. Естественно, «Атяшево» восходит к самому Аттиле и его титулу. Пожалуй, даже школьники знают, что «ата» в тюркских языках – «отец». Общеизвестно также, что «ил» – уменьшительный суффикс готского языка, т.е. «Аттила» в переводе означает «Папаша» или «Батюшка» (сравните также латинский суффикс ul: caliga – сапог, caligula – сапожок).

Звание «шаньюй» означал «высочайший», т.е. «пожизненный вождь». Слово сохранилось благодаря циньским и ханьским источникам, тем не менее «невооруженным ухом» слышно, что китайцы непоправимо искромсали его на свой лад: «шань» по-китайски – «вершина», «Юй» – культурный герой китайской мифологии, который согласно Большому мифологическому словарю (Москва, 2008) спас людей от потопа, научил их рисоводству и прочему.

В современном татарском языке близкий смысл передается словом «юлбашчы» ( «вождь»): «юл» – направление, «баш» – голова. Подобно Ардатову (Ардас – Ордос), Атяшево пало жертвой позднейших «финноугоризации» и русификации. Название древней ставки Аттилы звучало, вероятно, близко к «Атюлбаш» – «Батюшка вождь». Во всяком случае, взаимная инверсия «б» и «в» в ту пору была широко распространена, к примеру, в древнегреческом языке одна из букв звалась «бета» и обозначала звук «б», а в новогреческом языке та же буква приобрела имя «вита» и стала обозначать, соответственно, звук «в». Аналогична и проблема 2-й буквы еврейской азбуки, которая до сих пор именуется в иврите одновременно и «бет», и «вет», и читается, соответственно, то как «б», то как «в».

По всей видимости, имя «Атяшево» гунны присваивали тем населенным пунктам, в которых великий шаньюй разворачивал свою ставку. Теперь понятно, отчего в эрзянском языке «атяшево» приобрело значения «первопредок» и «верховодец»? Нужно признать, что гунны гораздо повлияли как на языки народов Поволжья, так и на их этногенез. Сие значит, что и во многих русских течет кровь людей, которые за полтысячи лет противоборства китайцам превратились в непобедимых воинов.

«Наряду с татарами в великорусский этнос вошли угро-финские племена – редкие этносы северной части Русской равнины, – сообщает Гумилев в книге „Старинная Русь и Великая степь“ (1989). – Одни из них, приняв православие, слились со славянскими настолько, что забыли свои былые самоназвания. Таковы меря, мурома, голядь и заволоцкая чудь. Другие удержали имена своих предков: чуваши, черемисы (мари), вотяки (удмурты), мордва, ижора, вепсы и другие, но это не мешало их контактам с русскими. Так как они жили в своих привычных ландшафтах, т.е. „дома“, их общения с великороссами следует назвать симбиозом, который тоже усложняет этническую систему и тем укрепляет ее».

Агропром пятого столетия

Ориентировочно, и село Стемасы, и райцентр Алатырь также возникли тысячи полторы лет тому назад на местах гуннских стоянок. Значит, этимология данных названий может произрастать из почти утраченного человечеством гуннского языка.

«Изучение древних поселений и могильников мордвы устанавливает преемственную связь с более древними местными племенами Городецкой культуры (VII в. до н.э.–V в. н.э.), – информирует Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях».

Начиная с 1940-х гг., в Атяшевском районе и близ самого райцентра Атяшево, и у сел Алово, Андреевка, Дады, Лобаски, Тарасово, и в 18 км. от Атяшево у деревни Козловки обнаружены бессчетные курганы так именуемой Срубной культуры. Исследователи связывают их с ираноязычными племенами, появившимися здесь 3500 лет назад.

Тем не менее известно, что гунны также отчасти принадлежали этой культуре – хоронили в деревянных срубах, над которыми и насыпали курганы. К примеру, подобные гуннские некрополи обнаружены в Забайкалье.

А еще для Волго-Окского междуречья характерна Дьяковская культура – неужто и среди ее представителей нет намеков на гуннов? Не пора ли наконец всерьез задуматься о «более древних местных племенах» (см. цитату выше)? Кто эти люди, откуда взялись? Гумилев-то ясно указывает: «Именно Волга, замерзающая зимой, была дорогой угров и гуннов на север. Ту же роль в Зауралье играли Обь и Енисей».

Зачем же делать вид, будто Поволжье впервые познакомилось с тюрками в лице татар? И, кстати, не являются ли ветвью гуннов загадочные буртасы, чей племенной союз неясного пока этнического состава существовал в Поволжье в V–XI вв.? А ведь «культура буртасов наверняка оказала воздействие на создание культуры мишарей и мордвы», – сказано в упомянутой энциклопедии Кирилла и Мефодия..

По свидетельству византийского историка Приска Панийского, неоднократно бывавшего на пирах гуннов, их мудрый предводитель Аттила, из которого позднейшая европейская мифология слепила образ едва ли не самого дьявола, питался крайне мясом. Не укрылся от наблюдательного Приска и тот факт, что среди ближайших сподвижников гениального шаньюя было довольно много славян. Сегодня почти не остается сомнений, что все они – во главе со своим грозным предводителем – за обе щеки уплетали восхитительную свиную ветчину, произведенную древним «агропромом» Поволжья.

Автор: Виктор Бирюков.

Источник:
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments