atyashevo_rm (atyashevo_rm) wrote,
atyashevo_rm
atyashevo_rm

Categories:

ЧАСТЬ II. ЛУЧШАЯ ТОРГОВАЯ МАРКА

Так что же означает слово «Атяшево»? Заметим, что деревни с таким названием имеются также и к востоку от Мордовии – и в Челябинской области, и в Башкирии, и в Большеигнатовском районе самой нынешней Мордовии. Уж не дает ли эта информация оснований предполагать, что в старину существовали и другие одноименные населенные пункты, разные прочие Атяшево?

Карта Атяшевского района с сайта: http://www.gidrm.ru/doc_2930.html

Полагаем, в эпоху «длинной воли» – наивысшей пассионарности – гуннов подобных одноименных поселений и правда было больше, гораздо больше. Сейчас вы все поймете! Пожалуй, даже школьники знают, что «ата» в тюркских языках – «отец». Общеизвестно также, что «il» – уменьшительный суффикс готского языка. Выходит, «Аттила» переводится как «Папаша» или «Батюшка» (сравните также латинский суффикс ul: caliga – сапог, caligula – сапожок).

Титул «шаньюй» означал «высочайший», то есть «пожизненный вождь». Слово сохранилось благодаря китайским (циньским и ханьским) источникам, однако «невооруженным ухом» слышно, что китайцы искромсали его на свой лад: «шань» по-китайски – «вершина», «Юй» – культурный герой китайской мифологии (согласно Большому мифологическому словарю А.М. Черницкого, спас людей от потопа, научил их рисоводству и пр.).

В современном татарском языке (извините, с чувашским у нас совсем туго) близкий смысл передается словом «юлбашчы» («вождь»): «юл» – направление, «баш» – голова. Подобно Ардатову (Ардас – Ордос), Атяшево пало жертвой позднейших финноугоризации (эрзянский и мокшанский языки относятся к финно-пермской подветви финно-угорских языков) и русификации.

Название древней ставки на месте Атяшево звучало, вероятно, близко к «Атюлбаш» – «Батюшка вождь». Во всяком случае, взаимная инверсия «б» и «в» в ту пору была широко распространена, например, древнегреческая буква β звалась «бета» и обозначала звук «б», а в новогреческом языке это уже «вита» и, соответственно, звук «в». Аналогична и проблема еврейской ב, которая по сей день зовется в иврите одновременно и «бет», и «вет», и читается то «б», то «в» – в зависимости от других согласных, наполняющих слово.

По всей видимости, имя «Атяшево» гунны присваивали тем населенным пунктам, в которых великий шаньюй разворачивал свою ставку. Теперь понятно, отчего в эрзянском языке «атяшево» приобрело значения «первопредок» и «верховодец»? Не сомневаемся, что хунну – по мере превращения в гуннов – существенно влияли не только на этногенез народов Поволжья, но и на их языки. Сие значит, что и во многих русских течет кровь людей, которые за полтысячи лет противостояния китайцам превратились в непобедимых воинов.

«Наряду с татарами в великорусский этнос вошли угро-финские племена – реликтовые этносы северной части Русской равнины, – читаем у Гумилева в книге "Древняя Русь и Великая степь" (1989). – Одни из них, приняв православие, слились со славянскими [племенами] настолько, что забыли свои былые самоназвания. Таковы меря, мурома, голядь и заволоцкая чудь. Другие удержали имена своих предков: чуваши, черемисы (мари), вотяки (удмурты), мордва [так объединительно Гумилев называл эрзян и мокшан, хотя сами эти народы идентифицируют себя раздельно и мордвой ни себя, ни друг друга не называют], ижора, вепсы и другие, но это не мешало их контактам с русскими. Поскольку они жили в своих привычных ландшафтах, то есть "дома", их общения с великороссами следует назвать симбиозом, который тоже усложняет этническую систему и тем укрепляет ее».

«Изучение древних поселений и могильников мордвы устанавливает преемственную связь с более древними местными племенами Городецкой культуры (VII век до новой эры–V век новой эры), – сообщает Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия за 2006 год и последующие издания. – Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях».

Кроме того, начиная с 1940-х годов, в Атяшевском районе и близ самого райцентра, и у сел Алово, Андреевка, Дады, Лобаски, Тарасово, и у деревни Козловки найдены многочисленные курганы так называемой Срубной культуры. Исследователи связывают их с ираноязычными племенами, появившимися здесь 3500 лет назад, однако известно, что гунны также отчасти принадлежали этой культуре, – хоронили в деревянных срубах, над которыми и насыпали курганы. Например, подобные гуннские могильники обнаружены в Забайкалье.

А еще ведь и Дьяковская культура характерна для Волго-Окского междуречья – неужто и среди ее представителей нет намеков на гуннов? Не пора ли наконец всерьез задуматься о «более древних местных племенах»? Кто эти люди, откуда взялись? Гумилев-то ясно указывает: «Именно Волга, замерзающая зимой, была дорогой угров и гуннов на север. Ту же роль в Зауралье играли Обь и Енисей».

Зачем же по-прежнему делать вид, будто наши края впервые познакомились с тюрками в лице татар? И, кстати, не являются ли ветвью гуннов загадочные буртасы, чей племенной союз неясного – пока! – этнического состава существовал в Поволжье в V–XI веках? А ведь «культура буртасов, по-видимому, оказала влияние на формирование культуры мишарей и мордвы», – сказано в упомянутой энциклопедии...

Не было под луной никого могущественней гениального шаньюя, из которого позднейшая европейская мифология слепила образ едва ли не самого дьявола! По свидетельству византийского дипломата-историка Приска Панийского, неоднократно бывавшего на пирах гуннов, их мудрый предводитель питался исключительно мясом, а особенно любил «импортную» ветчину из своих владений в Волго-Окском междуречье. Вдобавок тот же византийский историк отмечал, что среди ближайших сподвижников Аттилы было немало славян.

Чем сегодня славен райцентр Атяшево? Одноименной торговой маркой: мясоперерабатывающий комплекс (МПК) «Атяшевский» является градообразующим предприятием, от которого зависит благосостояние большинства семей всего Атяшевского района. К осени 2013 года на «Атяшевском» после реконструкции почти втрое вырастет производительность труда, и во столько же раз, соответственно, возрастет производство отборных колбас, мясных деликатесов и прочих «вкусностей».

И на каждой этикетке мы читаем: «Атяшево» – «Аттила» – «Батюшка». Недаром, ох и недаром наладили гунны экспорт атяшевской ветчины в Западную Европу, включая Римскую империю. Мордовия с прилегающими регионами – идеальное место для свиноводства, и огромный МПК «Атяшевский» возвысился здесь совершенно неслучайно.

Кстати, отдает седой стариной и название мордовской деревни Батушево, что в нескольких километрах юго-восточнее райцентра Атяшево. В начале весны 1236 года до 150 тысяч всадников под началом 29-летнего хана Бату устремились с предгорий Алтая и верховий Иртыша на Запад. Преодолев свыше 4000 км, татаро-монгольская конница в июне того же года достигла реки Итиль – Волги, где и разделилась надвое (собирательное название «татары» получили подчиненные монголами кочевые тюркоязычные племена).

Прославленный полководец Субэдэй (Субутай) обрушился на Волжско-Камскую Булгарию, чтобы «отмстить неразумным» булгарам за 1223 год. Тогда, возвращаясь после разгрома русских и половцев на Калке, Субэдэй нарвался на булгар, потерпел первое в своей жизни поражение и едва вырвался из западни близ Жигулевских гор – в том месте, которое мы называем Самарской дугой. Теперь монголы даже не стали брать пленных. Если кому-то из булгар и позволялось спасаться бегством, то лишь затем, чтобы рассказами о монгольских зверствах устрашать русских.

Сам же Бату-хан с основной массой войска взялся за степное «подбрюшье» Руси и к концу 1236-го покорил огромную Дешт-и-Кипчак, простиравшуюся широким фронтом от Каспийского до Азовского морей. В этих удобнейших для коневодства краях монголы задержались почти на целый год. Отремонтировав табуны, они решили атаковать Русь с началом зимы: в иное время года массы кавалерии не смогли бы передвигаться по лесному, болотистому и речному бездорожью. Начать решили с Рязанского княжества, которое отделялось от наказанной Булгарии землями современной Мордовии, откуда и предстояло произвести вторжение.

Переведя свой отряд через реку Суру, которая с запада ограничивала опустошенную Булгарию, Субэдэй вторгся в незатронутые войной земли. На территории современного Атяшевского района монгольский военачальник и решил дожидаться возвращения Бату-хана из покоренной Кыпчакской страны. По всей видимости, местные жители показали Субэдэю остатки столицы Поволжской Гуннии, которая прекратила существование за 600 лет до прихода монголов.

Узнав, что восемь веков назад близ Атяшева находилась одна из ставок великого Аттилы, Субэдэй счел это добрым знаком. И гунны, и монголы – народы, родственные хунну; и гуннский, и монгольский языки восходят к протомонгольскому языку хунну. Вдобавок опытнейший вояка по достоинству оценил преимущества стратегического расположения мордовской земли между русскими и булгарами.

К гуннским развалинам Субэдэй из уважения прикасаться не стал и основал неподалеку новое стойбище. Неграмотные монголы в топонимике действовали так же лихо, как на поле брани. В названии Атяшево заменили восходящее к шаньюю Аттиле «Атя» на «Бату», и дело было сделано: рядом с Атяшево родилось Батушево.

В 1237 году мокшане признали патронат монголов и поставили им конное войско, принявшее участие в авангарде польского похода Батыя. Эрзяне же вовсе не подчинились захватчикам и ушли в северные леса. Впрочем, при первой же возможности мокшане, понеся огромные потери, покинули страшных завоевателей: уцелевшие вернулись к своим домам, принялись восстанавливать стада свиней, расхищенных монголами.

Источник: Александр Черницкий. Атяшево – ставка Аттилы // Ухтома.Ру. – 2013 (http://ukhtoma.ru/gunny6.htm)


Tags: Атяшевский, Батый, Гумилев, монголы, мясоперерабатывающий, ставка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments